Архитектурное
пространство это антропогенная среда, или, другими словами,
организованное человеком пространство
жизнедеятельности. Архитектурное пространство строится целенаправленно и
является в конечном счете отражением системы ценностей владельцев и
пользователей недвижимости. Аксиология архитектурного пространства можно
представить в виде видимого спектора
градостроительных проблем включающего
пять направлений: 1- экология и жизнепригодность места, обуславливающее
здоровье людей, 2 удобство и комфорт создаваемые инженерной инфраструктурой. 3-
свобода и безопасность за счет социального контроля за соблюдением системы
парцеляции и зонирования среды; 4 содержательность и информационная
насыщенность адекватная требованиям культуры; 5 красота и соответствие идеалам
духовной жизни людей. Человек в ней находит поддержку собственным размышлениям,
поискам своего "Я", способность самореализазоваться и поддерживать диалог
с сообществом…
«Морфотип» как элемент градостроительной науки
может быть использован для
построения «элементной базы» (составных элементов) науки о построении городской
ткани – «морфологии застройки». Структура - "это совокупность устойчивых связей
объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е.
сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях”
(Большой энциклопедический словарь, 1991). Город, как сложное образование,
также имеет свою структуру. Город как общечеловеческий феномен, всегда
реализуется прежде всего в сценарно -поведенческих формах социальной жизни, которые продуцируют пространственную
структуру жизнедеятельности людей – архитектурную среду. Ядрами города как культурного феномена становятся
«общественные центры,» в которых возникает максимальная плотность событий
социальной жизни, в общественных центрах «ядрах культурной жизни» самосознание
социальных групп овеществляется в архитектурных формах, создающих условия для « специфического способа
"переживания жизни” (О. Шпенглер).
Важными понятиями, формирующими представление о структуре города,
являются понятия "межевания” и "реального деления (на сферы влияния)”.
Морфология города, которая в общем виде представляет собой
различные формы, составляющие бытие культуры, и отражает способы их
взаимодействия.
Такие составляющие культуры
как миф, религия, искусство, наука - на стадии первобытной культуры,
существовали неразрывно, образуя так называемый первобытный синкриз. В процессе
развития культуры данные формы обрели самостоятельность.
Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и
природы. Важнейшей чертой мифологической морфологии является его образность и метафоричность
пространственных структур.
Религия устанавливает градации
ценностей, иерархию пространств, придавая им святость и безусловность, или,
наоборот, греховность и падшесть, Религионое сознание проявляется в ясности
структуры, сбалансированных построениях и иерархичности архитектурного
пространства.
Научно организованное
архитектурное пространство
отличается многоуровневой симметрией, похожей на фрактальные структуры живой
природы. Всемирная доминанта научного сознания проявляется в «глобализме образов» «международного стиля».
Строго говоря, можно говорить
о стабильной морфологии
градостроительных форм только в
контексте истории культур.
Литература:
1.
Шубенков
М.В. Структура архитектурного пространства. Архитектура С. 2005.
2.
Крашенинникова
А.В ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ АРХИТЕКТУРНЫХ ШКОЛ.
Режим доступа.http://ud-marhi.ucoz.ru/publ/osnova_integracii_arkhitekturnykh_shkol/1-1-0-17
3.
Крашенинников А.В. Видимый спектр градостроительных
проблем. Режим доступа.: http://ud-marhi.ucoz.ru/publ/1-1-0-6 [1]
4.
Структура
и морфология культуры. Типология культуры. Функции культуры .Материал из
Letopisi.Ru: Режим доступа http://letopisi.ru/index.php
Шубенков
М.В. Структура архитектурного простарнства. Архитектура С. 2005.Структурная
организация архитектурного пространства понимается как «система дискретных
пространственных элементов, соединенных по определенным правилам» Эти
пространства можно отобразить в образах геометрии (топологии) и связать с целями формирования того или иного
пространства.
|