Каталог статей
Меню сайта

Категории статей
Мои статьи [24]

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5


» Каталог статей » Мои статьи
Видимый спектр градостроительных проблем

Видимый спектр градостроительных проблем

             Вопросам систематизации оценочных направлений в архитектуре и градостроительстве, уделяется значительное внимание в отечественной и зарубежной литературе. В работах Т.Ф. Саваренской отмечается три части научного знания в градостроительстве: «естественные и технические науки, социальные науки, философия архитектуры.»

Среди зарубежных  работ по этой проблематике  большое внимание привлекают “показателями качества градостроительной формы” (Линч К.- 1982.): жизнепригодность, удобство, доступность; контроль, содержательность и два мегакритерия – экономическая целесообразность и социальная справедливость.

Исследуя вопрос о  “функциональном  потенциале сооружения” И.Г. Лежава (68) выявил 5 классов сооружений : «субстанциональный», «процессуальный», «средовой», «культурно-исторический», «эстетический» классы.

Попытка перечислить основные группы вопросов, затрагиваемые этими и другими авторами, приводит нас к 4-5 значимым типам. Эти типы представляются как последовательность от более прагматичных «утилитарных» подходов и оценок к более утонченным - содержательным и «духовным». В связи с этим заслуживает внимание система ценностей  А Мэслоу (исвестная с  50х годв 20ь века, но актуальная  и поныне). Система ценностей представлена в виде пирамиды, где в основании лежат базовые ценности (жизнь и здоровье),  а вершина пирамиды – духовные ценности.

…Критический  обзор различных классификаций, описывающих городскую среду как комплексный феномен,  приводит нас к  спектру общечеловеческих ценностей. В этом спектре наиболее разработанными  являются фундаментальные вопросы взаимодействия формы города с  природными факторами (экология, санитарно- гигиенические условия жизнедеятельности),  технической инфрастуктурой (инженерными коммуникациями и транспортом),  несколько меньше пространственные аспекты социальной жизни (социальная экология,  правовое зонирование территории ) и культурные приоритеты (историко-культурная ценность городской среды, содержательность) и  наименее осмыслены духовная направленность градостроительной деятельности [2] (философия архитектуры как  основа образной выразительности).

Логическая последовательность проблемных направлений, по которым можно сгруппировать практические вопросы градостроительной деятельности, можно попытаться представить в виде структурной  модели: пентаграммы, пирамиды, звезды. Модели на основе правильных геометрических фигур наглядны, но статичны и предполагают количественный и структурный рост по принципу кристаллической решетки. На втором и третьем уровне иерархии такие модели становятся схоластическими так как система наших знаний о предмете исследования развивается несимметрично. Наиболее адекватной и удобной для использования представляется модель в виде последовательности лучей цветового спектра.[3]  Сложные цвета можно разложить на составляющие оттенки, но только собранные вместе они образуют естественный дневной света,  Мы видим лишь часть светового сектора, но знаем, что существуют еще и невидимые глазом излучения существенно влияющие на наше взаимодействие с окружающей средой.

 Практические вопросы градостроительства связаны в «видимым сектором проблем». Можно предположить, что   «инфракрасная» и «ультрафиолетовая» части  спектра   связаны с одной стороны с  углублением нашего знания о природе естественного мира (экология и естествознание), а с другой стороны с осознанием роли и влияния душевных переживаний людей на  ноосферу земли (психология и эзотерика ).

Вопросы невидимой части спектра, выходят  за границы  актуальных проблем современной культуры. Видимый спектр градостроительных проблем предлагается  разделить на  пять проблемных комплексов, а также выделить основной критерий оценки каждому:

Природная среда и экология    -           экологичность;

Функциональная инфраструктура и коммуникации- удобство;

Социально- пространственная организация- свобода;

Историко-культурная содержательность- СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ;

Художественный облик и образная выразительность- КРАСОТА.

«Спектральный» анализ» градостроительных программ и проектов  показывает баланс естественнонаучных и гуманитарных задач, выявить  тренд, показать слабо освещенные проблемы.  Размышление  над  «спектральной моделью» возвращает нас к переосмыслению известной формулы  Витpувия   о единстве пользы, прочности и красоты в архитектуре.

 

Литература :

                        Бестужев-Лада Н. В. Прогнозирование социальных потребностей молодежи. Опыт социологического исследования. Институт социологических проблем АН СССР., Наука, 1978.-206 с.

                        Гутнов А. Город в теории систем. В кн. Города и люди: избранные труды. М.: МП «Ладья», 1993.-320-с.

                        Линч К. Совершенная форма в градостроительстве. Пер. Глазычева В.Л. М, Стройиздат, 1982.-560 с.

                        Крашенинников А.В . Обучение средовому проектированию. Сб. Всесоюзной конференции “Современные проблемы формирования городской Среды”. М.: ВНИИТАГ, 1989, часть 2, с. 13-16.

                        Крашенинников А.В. Градостроительное развитие жилой застройки Москва, Издательство «Архитектура-С». 2005. – 110.

 



[1] Крашенинников А.В. Видимый спектр градостроительных проблем. Градостроительное искусство и новые материалы исследований. Сборник НИИТАГ, 2007год

 

[2] «Духовность …. по сути  это способность человека представлять цель, программу и результат своего творчества в «образе-идеале», где как правило , воплощаются наиболее гармонично позитивные  устремления, желания и  мечты человека. …Духовность это проявление своей  индивидуальности, своей индивидуальной меры целостности и гармонии человека с миром, в мире и с самим собой в творчестве»  (Т.В. Макарская. Эстетическая культура и архитектурное образование . в сб. Архитектурная наука и образование стр. 166. )  В этом смысле духовность в градостроительстве   это  сравнение идеальной картины с реальной практикой. Идеальной модели с реальной физической конструкцией (формой) города.  Духовность в градостроительстве проявляется и  как эстетический критерий и как приближение к идеалу.

 

[3] Последовательность цветов, видимая при преломлении луча света стеклянной призмой состоит из 7 основных цветов и бесчисленного множества оттенков. переходящих или вытекающих один из другого



Источник: http://Крашенинников А.В. Видимый спектр градостроительных проблем. Градостроительное искусство и новые материалы исследований.
Категория: Мои статьи | Добавил: ud-marhi (2008-07-24) | Автор: Алексей Валентинович
Просмотров: 2940 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: