Вопросам систематизации оценочных направлений в архитектуре и градостроительстве, уделяется значительное внимание в отечественной и зарубежной литературе. В работах Т.Ф. Саваренской отмечается три части научного знания в градостроительстве: «естественные и технические науки, социальные науки, философия архитектуры.»
Среди зарубежных работ по этой проблематике большое внимание привлекают “показателями качества градостроительной формы” (Линч К.- 1982.): жизнепригодность, удобство, доступность; контроль, содержательность и два мегакритерия – экономическая целесообразность и социальная справедливость.
Исследуя вопрос о “функциональном потенциале сооружения” И.Г. Лежава (68) выявил 5 классов сооружений : «субстанциональный», «процессуальный», «средовой», «культурно-исторический», «эстетический» классы.
Попытка перечислить основные группы вопросов, затрагиваемые этими и другими авторами, приводит нас к 4-5 значимым типам. Эти типы представляются как последовательность от более прагматичных «утилитарных» подходов и оценок к более утонченным - содержательным и «духовным». В связи с этим заслуживает внимание система ценностей А Мэслоу (исвестная с 50х годв 20ь века, но актуальная и поныне). Система ценностей представлена в виде пирамиды, где в основании лежат базовые ценности (жизнь и здоровье), а вершина пирамиды – духовные ценности.
…Критический обзор различных классификаций, описывающих городскую среду как комплексный феномен, приводит нас к спектру общечеловеческих ценностей. В этом спектре наиболее разработанными являются фундаментальные вопросы взаимодействия формы города с природными факторами (экология, санитарно- гигиенические условия жизнедеятельности), технической инфрастуктурой (инженерными коммуникациями и транспортом), несколько меньше пространственные аспекты социальной жизни (социальная экология, правовое зонирование территории ) и культурные приоритеты (историко-культурная ценность городской среды, содержательность) и наименее осмыслены духовная направленность градостроительной деятельности (философия архитектуры как основа образной выразительности).
Логическая последовательность проблемных направлений, по которым можно сгруппировать практические вопросы градостроительной деятельности, можно попытаться представить в виде структурной модели: пентаграммы, пирамиды, звезды. Модели на основе правильных геометрических фигур наглядны, но статичны и предполагают количественный и структурный рост по принципу кристаллической решетки. На втором и третьем уровне иерархии такие модели становятся схоластическими так как система наших знаний о предмете исследования развивается несимметрично. Наиболее адекватной и удобной для использования представляется модель в виде последовательности лучей цветового спектра. Сложные цвета можно разложить на составляющие оттенки, но только собранные вместе они образуют естественный дневной света, Мы видим лишь часть светового сектора, но знаем, что существуют еще и невидимые глазом излучения существенно влияющие на наше взаимодействие с окружающей средой.
Практические вопросы градостроительства связаны в «видимым сектором проблем». Можно предположить, что «инфракрасная» и «ультрафиолетовая» части спектра связаны с одной стороны с углублением нашего знания о природе естественного мира (экология и естествознание), а с другой стороны с осознанием роли и влияния душевных переживаний людей на ноосферу земли (психология и эзотерика ).
Вопросы невидимой части спектра, выходят за границы актуальных проблем современной культуры. Видимый спектр градостроительных проблем предлагается разделить на пять проблемных комплексов, а также выделить основной критерий оценки каждому:
Природная среда и экология - экологичность;
Функциональная инфраструктура и коммуникации- удобство;
Социально- пространственная организация- свобода;
Историко-культурная содержательность- СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ;
Художественный облик и образная выразительность- КРАСОТА.
«Спектральный» анализ» градостроительных программ и проектов показывает баланс естественнонаучных и гуманитарных задач, выявить тренд, показать слабо освещенные проблемы. Размышление над «спектральной моделью» возвращает нас к переосмыслению известной формулы Витpувия о единстве пользы, прочности и красоты в архитектуре.
Литература :
Бестужев-Лада Н. В. Прогнозирование социальных потребностей молодежи. Опыт социологического исследования. Институт социологических проблем АН СССР., Наука, 1978.-206 с.
Гутнов А. Город в теории систем. В кн. Города и люди: избранные труды. М.: МП «Ладья», 1993.-320-с.
Линч К. Совершенная форма в градостроительстве. Пер. Глазычева В.Л. М, Стройиздат, 1982.-560 с.
Крашенинников А.В . Обучение средовому проектированию. Сб. Всесоюзной конференции “Современные проблемы формирования городской Среды”. М.: ВНИИТАГ, 1989, часть 2, с. 13-16.
Крашенинников А.В. Градостроительное развитие жилой застройки Москва, Издательство «Архитектура-С». 2005. – 110.
Крашенинников А.В. Видимый спектр градостроительных проблем. Градостроительное искусство и новые материалы исследований. Сборник НИИТАГ, 2007год
«Духовность …. по сути это способность человека представлять цель, программу и результат своего творчества в «образе-идеале», где как правило , воплощаются наиболее гармонично позитивные устремления, желания и мечты человека. …Духовность это проявление своей индивидуальности, своей индивидуальной меры целостности и гармонии человека с миром, в мире и с самим собой в творчестве» (Т.В. Макарская. Эстетическая культура и архитектурное образование . в сб. Архитектурная наука и образование стр. 166. ) В этом смысле духовность в градостроительстве это сравнение идеальной картины с реальной практикой. Идеальной модели с реальной физической конструкцией (формой) города. Духовность в градостроительстве проявляется и как эстетический критерий и как приближение к идеалу.