Каталог статей
Меню сайта

Категории статей
Мои статьи [24]

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5


» Каталог статей » Мои статьи
ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ АРХИТЕКТУРНЫХ ШКОЛ

ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ АРХИТЕКТУРНЫХ ШКОЛ


Основанием для построения системы учебных модулей должны стать крупные признаки, позволяющие классифицировать все  объекты и все виды профессиональной деятельности. В результате сформировалась рабочая гипотеза, описывающая сферу профессиональной деятельности  архитекторов, градостроителей, дизайнеров в виде  матрицы, где в качестве  столбцов выступают объекты профессиональной  деятельности различного масштаба, а в качестве строк выступают  результаты  профессиональной  деятельности (рис. 1 )

.

Рисунок 1 Базовые  модули  профессиональных компетенций архитекторов, градостроителей, дизайнеров.

 

Название и содержание и учебных модулей продолжают уточняться, но, в целом, предложенная модель  профессиональной деятельности показала высокую достоверность. Матрица была использована при разработке общеобразовательной программы подготовки бакалавра и магистра градостроительства, при подготовке учебно-методических материалов, при сравнении профессиональных и образовательных стандартов


Масштабные уровни

Проектировщиков, планировщиков и дизайнеров  объединяет  общий объект деятельности-  пространственная структура обитаемого пространства. Главное отличие этих профессий – масштаб пространственных параметров и скорость реализации планируемых мероприятий.

Одномерные объекты , такие как  «точки на карте» мелкого масштаба - раскрываются на более крупной карте как участки территории  имеющие два изменения. Двумерные планы застройки  при более близком рассмотрении приобретают еще одно, третье измерение. Вектор времени – который  часто называют четвертым измерением  -  определяет скорость изменений, а значит и методологию проектирования на каждом пространственном уровне. Масштабность [[1]] называют пятым измерением  пространства-времени. Масштабное измерение – отражает вложенность материи и иерархию множества масштабных уровней. Между объектами различных уровней могут быть установлены соотношения подобия по массам, размерам, скоростям процессов и другим величинам. В большой физике было обнаружено, что при переходе от низших уровней к высшим массы и размеры объектов изменяются в геометрической прогрессии. Масштабность связывает  иерархию объектов обитаемого пространства от интерьера до  расселения. Можно заметить, что структурные решения антропогенной среды  различного масштабного устроены на подобие фрактальных структур живой и неживой природы [[2]].

Для каждого масштаба антропогенного пространства характерна своя система правил  и  параметров построения антропогенной среды, различные подходы к срокам и целям,  оценке значения и качества, - что отражается в специализации (другими словами «профилизации») профессиональной деятельности. Каждое устоявшееся направление подготовки выбирает свою группу учебных модулей, часто их выбор делается на  основе сложившихся традиций образования.

Целостная модель, вмещающие все масштабные уровни, была предложены и использованы в модели «Экистика», разработанной Доксиадисом. Там объект проектной деятельности был представлен в виде 15 масштабных уровней от гигантских связок скоплений людей  – «конурбаций» до уровня «человека». Этот понятный и ясный подход позволяет определить место каждой проектной специальность, каждая из которых охватывает несколько масштабных уровней. Признаком уровня у Доксиадиса было количество людей  в пространственной ячейке. Однако, классификация вышла достаточно громоздкой, а объекты, попадающие в одну ячейку,  несопоставимыми.  Между тем людность - это не единственное возможное основание для классификации.

Предлагаемая иерархия масштабов основана на пространственно-временном масштабе взаимодействия людей, их возможности общаться, передвигаться и физически осваивать пространство. Традиционно различные уровни   антропогенного пространства (built environment) формируются в соответствии с физическими возможностями человека: уровень вещи-(рука), уровень помещения (фигура body), уровень здания (группа помещений с общей оболочной), кластер (группа зданий, выделенных в планировочную единицу, например в квартал), район (ареал пешеходной связанности, обычно связанный с повседневной активностью), город (система из нескольких районов  различной специализации, в пределах возможностей ежедневных трудовых миграций жителей размеры города определяются возможностями общественного транспорта). Далее некоторые градостроители  выделяют регион –(урбанизированная территория, объединенная условиями суточных миграций. С появлением скоростного общественного транспорта и личных автомобилей регион часто превращается в урбанизированную территорию порождающую одну или несколько агломераций).

На уровне города и региона значение антропоморфных параметров среды уменьшается и более важным факторами пространственной организации территории становится административное границы, технические средства транспорта, природные инженерные системы, экономические соображения. [[3]]

На каждом уровне по-разному проявляются общие законы гармонии и целостности, разные компетенции требуются от специалистов для решения практических задач профессиональной деятельности, что  является необходимым условием дифференциации профессиональных компетенций дизайнеров, архитекторов, градостроителей, географов, экологов - и других профессионалов: -  исследующих, -проектирующих -управляющих развитием пространственной структуры антропогенной среды.

 

 «Масштаб» – главная характеристика проектируемого объекта, которая позволяет сфокусировать внимание на наиболее важных для данного уровня характеристиках объекта,  определить цели проектирования и ключевые вопросы качества.  Исходя из сложившейся практики  проектной деятельности предлагается выделить шесть масштабных уровней проектирования антропогенной среды М-1 – предметы, мебель и оборудование, М- 2 помещение и интерьерные пространства,   М- 3  здание или комплекс архитектурных объемов, М- 4 планировочная единица территории (квартал или другой градостроительный комплекс), М-5 – уровень города и поселения, М-6- уровень расселения,

Одно из важных правил проектной деятельности состоит в том, что при оценки пространственного решения необходимо рассмотреть объект проектирования  не только в границах пространственной ячейки, но и в контексте окружающей, проследить не только внутренние,  но и внешние связи; то есть фактически определить его роль и  место объекта проектирования в  иерархии пространственно-временных масштабов.

Виды и результаты профессиональной деятельности

 Если к середине 20 века планирование, проектирование и строительство стало уделом разных специалистов, то к началу 21 века появилась потребность и технические возможности  «… предоставить клиенту весь спектр профессиональных услуг, от консультирования до внедрения.» [[4]].  Понимание интересов всех участников проекта и умение совмещать различные технологии профессиональной деятельности наиболее эффективно достигается в проектных моделях организации деятельности, в том числе так популярных сегодня инновационных проекта [[5]].

Проектировщиков, планировщиков и (художников) дизайнеров  объединяет проектный подход к организации профессиональной деятельности. Результатом комплексной проектной деятельности является не только проектное решение (модельное описание объекта),  но также –предшествующая ему  разработка программы- задания на проектирование, - и  последующая  организация работ и воплощение замыслом.

В проектной деятельности выделяется три конечных продукта  «замысел», «проектная документация» и  «реализация»  целей проекта. В американском руководстве архитектора выделяется «idea”, "design”,  delivery» (1).  Управление развитием – это «услуга» в интересах заказчика – частного, общественного, корпоративного или в собственных интересах. «Услуги» – инновационная составляющая деятельности, которая помогает овеществить результаты интеллектуальной деятельности,  превратить продукцию в товар, обеспечить целесообразность всех мероприятий.  Услуги проектировщиков направлены на достижение целей проекта посредством его реализации. Поэтому  в составе матрицы базовых компетенций  приняты следующие названия универсальных предметов проектной деятельности: Замысел, Проект, Реализация. (4)

 

Структура базовых учебных модулей

 В ходе разработки  образовательных стандартов третьего поколения,  необходимо было решить ряд методических вопросов в том числе определить цели и содержание профессиональной  деятельности, собрать все возрастающее количество дисциплин в учебные модули, разделить учебные программы на три уровня- бакалавр, магистр, последипломное образование, максимально использовать накопленную методику обучения и традиции высшей школы, сохранить целостную систему знаний в области проектирования пространственных структур для жизнедеятельности людей.   Учебные модули базовой части профессиональной подготовки соответствуют ячейкам матрицы профессиональных компетенций (см рис 1).

Каждый модуль включает три-четыре ступени освоения:  основы, задачи (простые и сложные), проблемы и перспективы.

1 ОСНОВЫ :- вводные разделы. «Основы» включают изучение профессиональной культуры, терминологии, истории и теории, а также  упражнения по развитию ключевых профессиональных навыков. В зарубежных школах объем учебной нагрузки на вводный курс  составляет 1- 2 кредита. Часто это материал открыто публикуется на сайтах учебного заведения.

 2 ЗАДАЧИ – умение выполнять профессиональные задания в рамках задания.  Учебный курс, как правило, включают упражнения по развитию профессиональных знаний и навыков, включая  методические указания, рекомендации, правила  решения практических  задач. Учебные задания могут быть крупными и мелкими - но в среднем- одна задача это  1-2 кредита учебной нагрузки плюс дополнительно 1-2  кредит  на обучение специальным навыкам и приемам работы.

3. Проблемы и перспективы – владение углубленное представление о противоречивых  аспектах профессиональной деятельности, умение разработать собственный план и обосновать оригинальные методики решения нестандартных заданий. Самостоятельные исследования,  проекты  и упражнения по совершенствованию профессионального мастерства, авторские курсы ведущих специалистов – предназначены в основном для подготовки магистров и повышения квалификации специалистов, работающих на практике.

 

Рассмотрим,  как может  распределяться основная тематика профессионального знания по учебным модулям.

 

 Помимо базовых профессиональных компетенций, описанных в матрице, для специалиста  необходимы еще и дополнительные профильные компетенции: - требуется погруженность в профессиональный контекст, инновационное мышление и углубленное знание отдельных особенностей объекта проектирования, что  отражается в  «профилизации образования» в соответствии с принятым разделением труда.

 

Рисунок 2. Взаимодействие базовых учебных модулей и разнообразный контекст моделей вариативной части формируют профили или направления профессиональной подготовки.

 

Каждая направление профессиональной подготовки представлено необходимым набором  базовых компетенций, каждый ВУЗ добавляет к этой базовой части  вариативные модули и дисциплины, дополняющие  базовые знания  Профилизации выпускников в пределах од

ного направления подготовки связана с углубленным изучением дополнительных  учебных модулей : - «материалов и конструкции», «инженерных систем», «теории и истории», «профессионального языка», «менеджмента, права этики» и др.. Так формируется направления и профили обучения уровня «бакалавра». На сегодняшний день принятыми направлениями подготовки бакалавров  является объемное проектирование (архитектура), архитектурная реконструкция и реставрация, градостроительное проектирование (планировка), ландшафтная архитектура, средовой дизайн, художественное моделирование. Со  временем число  актуальных направлений будет возрастать по мере выявления новых актуальных особенностей объекта проектирования, например, возрастание значения систем расселения, или экологии, или энергосбережения, или систем имитация реальности - востребованными могут оказаться специалисты в области регионального планирования, конструктивной экологии, автономных средовых комплексов,  виртуальной архитектуры и т.п. 

 

Новые направления и  профили учебной деятельности будут строится на основе компонентов базовой части (модулей ядра), окруженных контекстом  дополнительных модулей, к которым относятся
 "методы исследования и проектирования",
 "Конструкции и материалы",
 "Инженерные системы и среда",
 "Контекст истории и теории",
 "Язык и средства профессиональных коммуникаций",
 "Менеджмент, право, этика"

Рисунок 3

    Взаимодействие вузов с различным набором модулей базовой части. Совместное использование некоторых  дополнительных модулей обогащает учебный процесс.
        

 

Представленные схемы и диаграммы возникли в процессе  разработки новых стандартов высшего образования (ФГОС-3) для архитекторов, градостроителей, дизайнеров в России.  В настоящее время в  Учебно-методическом объединении вузов Российской Федерации по образованию в области архитектуры [6]- ведется работа по обеспечению более, универсальных сопоставимы и последовательных Учебных программ, для  европейской зоны высшего образования.

В эпоху перемен  важно сохранить целостность системы знаний о пространственном планировании,  архитектурном проектировании и художественной организации городской среды. Не менее важным остается качество  учебной и профессиональной среды, включающей такие ценности как: "Мотивация, уважение, Вдохновение, Фантазия, Креативность, Инновационность»

 

 

основа интеграции архитектурных школ

Алексей Крашенинников, проф. МАРХИ

 

intergration platform for built environment schools

Alexey Krasheninnikov,  Prof. MARHI, Moscow

 

Due to the call of globalization, modern education system is in an urgent need of comparative standards. It is important to define the basic, core competencies of various professions involved in the creation of form and structure of the inhabited space. The new input of this article is the matrix of Professional Competences that defines the field of professional activities for architects, urban planners, and interior designers. The core curriculum modules are structured in a system of BACIC Modules of CORE CURRICULUM. The Variable part of Curriculum represents different profiles, structured according to professional attitude. This structural schemes and modules diagrams, presented in this article were inspired by the process of developing the new standards of education and curriculum  for architectural, town-planning and design schools in Russia

 

 

Литература    

1.      Design approach in management toward to business excellence  M. Bobrek a, V. Majstorovic b, M. Sokovic , Journal of Achievements in Materials and Manufacturing Engineering. VOLUME 16, ISSUE 1-2, May-June  2006 http://www.journalamme.org/papers_cams05/1104.pdf

2.      Recent advances in design and decision support systems in architecture and urban planning/ Jos van Leeuwen, H. J. P. Timmermans 279-292.© 2004 Kluwer Academic Publishers. Printed in the Netherlands / / 2004

3.      Success Strategies for Design Professionals: SuperPositioning for Architecture and Engineering Firms / Edition 1by Weld CoxeDavid H. MaisterNina F. HartungHugh HochbergBrian J. Lewis, Krieger Publishing Company  1987.

4.      Крашенинников А.В. АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЕКТ КАК ОРГАНИЗАЦИОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. AB/ 5 (74) 2003.Режим доступа: http://archvestnik.ru/ru/magazine/868

5.      Крашенинников А.В. Образовательный стандарт и компетенции градостроителей. Архитектура и строительство России. №2, 2009 (.стр. 13-18)

 



[1] Роль масштабного измерения заключается в том, что теперь для характеристики тела необходимо ещё указать местоположение тела на масштабной оси, то есть принадлежность тела к какому-либо масштабному уровню материи. «В каждый момент времени на масштабной оси можно выделить произвольное множество обычных трёхмерных объектов, представляющих собой одно единое четырёхмерное тело». (, http://www3.amherst.edu/~rloldershaw/ ), ( http://suhonos.ru/  ( http://serg.fedosin.ru/index.htm ). 

[2] «Структуры сложной пространственной организации повторяют принципы формообразования на различных  масштабных уровнях и могут быть количественно путем определения фрактальной размерности, служащей показателем морфологической сложности этих структур» В.В.ИСАЕВА, Н.В.КАСЬЯНОВ. Фрактальность природных и архитектурных форм. Вестник ДВО РАН. 2006. № 5 [Эленктронный ресурс]  http://eps.dvo.ru/vdv/2006/5/pdf/vdv-119-127.pdf)

[3] В зависимости от уровня (масштаба рассмотрения) меняются  сроки и методы проектирования, долговечность и устойчивость   проектируемых объектов На каждом уровне по-разному проявляются общие законы гармонии и целостности, разные компетенции требуются от специалистов для решения практических задач профессиональной деятельности.

 

[4] Базовые проектно-ориентированные модели деятельности консалтинговой компании. Дмитрий Садков, Григорий Ципе. Электронный ресурс . Адрес: http://www.pmforum.org/library/papers/2009/PDFs/july/Sadkov-Tsipes-RUS.pdf.   02. 03. 2011.

[5]  «Инновационный проект охватывает все стадии ин­новационной деятельности, связанной с трансформацией научно-технических идей в новый или усо­вершенствованный продукт, (услугу) внедренный на рынке» -Виды и содержание инновационных проектов. Электронный ресурс. Режим доступа  : http://libsib.ru/innovatsionniy-menedzhment 

Категория: Мои статьи | Добавил: ud-marhi (2011-12-10)
Просмотров: 748 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 2
2 ppu-pro_Tal  
0
Наша бригада квалифицированных мастеров завершена подать вам современные средства, которые не только обеспечат надежную оборону от холода, но и преподнесут вашему коттеджу современный вид.
Мы трудимся с последними материалами, обеспечивая постоянный срок службы эксплуатации и выдающиеся результирующие показатели. Утепление наружных поверхностей – это не только экономия ресурсов на обогреве, но и трепет о экологической обстановке. Сберегательные подходы, какие мы производим, способствуют не только жилищу, но и поддержанию природы.
Самое главное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление и штукатурка дома снаружи цена</a> у нас открывается всего от 1250 рублей за м²! Это бюджетное решение, которое переделает ваш жилище в фактический тепличный уголок с минимальными затратами.
Наши пособия – это не исключительно утепление, это разработка пространства, в где каждый аспект преломляет ваш уникальный образ действия. Мы берем во внимание все ваши запросы, чтобы преобразить ваш дом еще больше гостеприимным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>https://www.ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте труды о своем доме на потом! Обращайтесь к мастерам, и мы сделаем ваш жилище не только теплее, но и более элегантным. Заинтересовались? Подробнее о наших услугах вы можете узнать на нашем сайте. Добро пожаловать в сферу удобства и стандартов.

1 ppu-prof_Pn  
0
Наша команда квалифицированных исполнителей находится в готовности предъявить вам современные технологии, которые не только снабдят прочную защиту от холодных воздействий, но и подарят вашему дому современный вид.
Мы занимаемся с последовательными строительными материалами, ассигнуруя продолжительный срок службы службы и замечательные результаты. Изолирование фасада – это не только экономия ресурсов на прогреве, но и забота о экологии. Экономичные технические средства, какие мы осуществляем, способствуют не только личному, но и поддержанию природных ресурсов.
Самое основное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Сколько стоит работа утепление фасада</a> у нас открывается всего от 1250 рублей за м2! Это доступное решение, которое изменит ваш дом в настоящий приятный угол с минимальными затратами.
Наши достижения – это не всего лишь утепление, это составление площади, в где каждый член преломляет ваш особенный модель. Мы рассмотрим все твои просьбы, чтобы осуществить ваш дом еще более приятным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>https://ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте труды о своем квартире на потом! Обращайтесь к экспертам, и мы сделаем ваш корпус не только теплым, но и стильным. Заинтересовались? Подробнее о наших трудах вы можете узнать на веб-сайте. Добро пожаловать в сферу благополучия и стандартов.

Имя *:
Email *:
Код *: