Каталог статей
Меню сайта

Категории статей
Мои статьи [24]

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5


» Каталог статей » Мои статьи
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И КОМПЕНЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И КОМПЕНЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ.
Крашенинников А.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И КОМПЕНЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ. Архитектура и строительство России . 2- 2009 Направление подготовки 270400- ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.09.2007г. №265 12.01.2005г. № 4 «О направлениях подготовки (специальностях) высшего профессионального образования». В соответствии с техзаданием Минобрнауки РФ рабочей группой под руководством Учебно-методического объединения (УМО) по образованию в сфере архитектуры в декабре 2008 года был разработан проект Федерального государственного образовательного стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО третьего поколения) по направлению Градостроительство. Образовательный стандарт является основой для разработки вузами образовательных программ, обеспечивающих требуемое качество подготовки выпускников. Новый стандарт отличает ряд новшеств, сближающих образование в России с другими странами в соответствии с положениями Болонской конвенции: • двухуровневая структура подготовки (бакалавры и магистры); • оценка трудоёмкости обучения в зачётных единицах (кредитах); • модульное построения профессионального цикла; • выделение базовой и вариативной части в учебном плане; • построение учебного процесса на основе комплекса компетенций, которыми должен владеть выпускник. Переход от системы компетенций к структуре образовательной программы осуществляется в следующей последовательности: комплексные виды деятельности – компетенции – модули профессионального цикла ООП – дисциплины - структурные элементы дисциплин (теоретический и практический; вводный, основной и продвинутый). Такой подход позволит взаимообусловить компетенции и учебные модули образовательных программ. Как обычно, сжатые сроки не дали возможности всесторонне обсудить последнюю редакцию проекта, однако в целом был сделан значительный шаг в сторону формирования современного подхода к высшему образованию. Оглядываясь назад, можно отметить, что было принято правильное решение о разработке стандарта для магистра градостроительство в первую очередь, а бакалавра градостроительства во вторую. Такой подход позволил взглянуть на проблему подготовки градостроителей стратегически: от конченой цели. Объекты градостроительной деятельности Градостроительство сформировалось как специальный раздел архитектурного проектирования, связанный с планировкой городов и их элементов. Однако, помимо проектной составляющей, практика градостроительства 20 века была связана с управлением, финансированием и организацией градостроительной деятельности. «Сформировавшись как специальный раздел архитектурного проектирования, связанный с планировкой городов и их элементов, сегодня градостроительство охватывает широкий круг объектов» -(Основы теории градостроительства. Яргина З.Н. и др М., 1986. Стр. 6). Согласно теории советского градостроительства, основное назначение профессии было «проектирование планировки населенных мест и пространственной организации обширных территориальных систем», а теория градостроительства была направлена на обоснование проектных решений. Исследования градостроительных систем со временем стали неотъемле-мой частью градостроительной деятельности. Градостроительные исследований – это дополнительные затраты, оправданные только при стратегическом подходе и долговременных целях. Отсутствие стратегических целей или не желания следовать им, делает излишним и теорию градостроительства. В условиях слабо выраженного общественного интереса рентабельность отдельных проектов становится главным критерием эффективности, а градостроительный менеджмент – основной формой градостроительной деятельности. Очень медленно происходит осознания потребности в собственной, локальной градостроительной политики муниципальных образований. Градостроительными объектами являются территориальные образования (например, города, поселения и др.), а объектом градостроительной деятельности становятся различные организационно-правовые структуры, системы документации, отношения физических и юридических лиц, явления, закономерности, процессы которые ведут к изменению форм территориально-планировочной организации жизни людей. Объекты градостроительной деятельности принадлежат к четырем группам: • Градостроительная политика; • Градостроительная теория; • Градостроительные проекты; • Градостроительное управление. Рис 1 Объекты градостроительной деятельности 1.Градостроительная политика – включает стратегические цели и приоритеты развития территории, нормативно-правовую базу и порядок управления градо-строительными системами. Объектами градостроительной политики становятся программы и задания для исследования и проектирования; критерии и принципы оценки градостроительной деятельности; требования к содержанию и качеству градостроительной продукции, а также к профессионализму участников формирования градостроительной продукции. 2. Теория градостроительства - включает закономерности развития террито-рии (в том числе учитывая экономико-географические, социально-географические, физико-географические, социологические, экологические, геологические, правоведческие и другие знания). Объектами градостроительной теории становятся методы и средства прогнозирования и программирования развития территории; предложения и рекомендации по учету ресурсов и ограничений. Результаты прикладных исследований используются при формировании градостроительной политики, обосновании пространственных концепций, реализации градостроительных решений. Прикладные научные исследования и обучение специалистов высшей квалификации не могут развиваться без фундаментальных исследований в области градостроительной деятельности. 3. Градостроительные проекты– включают решения по пространственно-планировочной организации урбанизированных территорий. Градостроительные проекты являются результатом креативной (созидательной) деятельности, синтезирующей пространственные решения для конкретной территории. Градостроительные проекты представляют собой территориальные планы (карты), документы градостроительного зонирования и планировки территории, генеральные планы участков застройки, решения в области архитектуры, транспорта, инженерной инфраструктуры, озеленения и ландшафта, городского дизайна и благоустройства. На основании утвержденных проектных решений форми-руются законы и правила землепользования и застройки; градостроительная документация для информационных систем; формируются планы инвестици-онной, строительной, административной деятельности в отношении объектов недвижимости. 4. Градостроительное управление - включает организаторские, регулирующие, информационные отношения между государством, муниципальными структурами, местным сообществом, застройщиками и другими участниками градостроительной деятельности. Управление осуществляется путем участия в административной работе в федеральных, субфедеральных, муниципальных органах территориального планирования, путем создания и ведения (поддержания) информационных систем градостроительной документации; в виде планирования и контроля процессов, влияющих на реализацию проектных решений и градо-строительной политики. Виды градостроительной деятельности Согласно НП "Гильдия градостроителей", градостроительная деятельность в широком понимании включает в себя: научные исследования; изыскания; планирование и проектирование; управленческую деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, регулирование архитектурно-строительной и инженерно-строительной деятельности; управленческую, инвестиционную и кредитно-финансовую деятельность; проектную и строительную деятельность, связанную с реализацией градостроительных решений; деятельность по формированию и функционированию систем информационного обеспечения всех перечисленных выше видов деятельности. Перечисленные виды деятельности достаточно независимы, могут иметь и часто имеют свои профессиональные интересы и организации. Однако вклад каждого из них в подготовку, принятие и реализацию градостроительных ре-шений настолько важен, что эффективная градостроительная деятельность без их участия практически неосуществима» (НП "Гильдия градостроителей. http://ggrad.ru/, 2008 г) «Градостроительная деятельность – комплекс взаимоувязанных научных и практических действий, в области планирования, программирования, и проектирования развития планировки и застройки городов, учитывающих совокупность социально-экономических, строительно-технологических, архитектурно-художественных, а также санитарно-технических задач и методов их решения в данной области» ( И.М. Смоляр Терминологический словарь по градостроительству. РААСН., 2004. Стр. 44) Согласно градостроительному кодексу РФ Градостроительная деятель-ность - «деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капи-тального строительства». Территориальное планирование,- включает развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, учет интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Результатом территориального планирования становятся документы территориального планирования (в том числе генеральные планы поселений, городских округов) и планы их реализации. Градостроительное зонирование, - включает определение территориальных зон и установление градостроительных регламентов на основе документов территориального планирования и проектов планировки и застройки, с учетом локальных особенностей территории, качества окружающей среды и сохранением объектов культурного наследия. Результатом градостроительного зонирования становятся Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), определяющие градостроительные регламенты, создающие условия для - планировки территории, -обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц; - для привлечения инвестиций и выбора наиболее эффективных видов раз-решенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Планировка территории,- включает выделение элементов планировоч-ной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установление границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Результатом планировки территории становятся градостроительные решения (проекты) элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Архитектурно-строительное проектирование, строительство и рекон-струкция,- включает архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения надежности и безопасности объектов капитального строительства. Результатом архитектурно-строительного проектирования становятся изыскания, проектная документация; разрешение на строительство, возможность осуществления контроля в процессе строительства, ввод объекта в эксплуатацию. Очевидно, что существуют основные и сопутствующие виды деятельности. Базовые направлены на развитие территориальных форм расселения, сопутст-вующие на обеспечение основных. К сопутствующим (но обязательным для изучения) относятся : теория и история градостроительства; методы прикладных исследований; информационно-правовое обеспечение градостроительной деятельности; профессиональные коммуникации. Для построения системы базовых компетенций существенными являются основные виды деятельности градостроителей: • территориальное планирование; (ТП); • градостроительное зонирование; ГЗ); • планировка территорий; (ПТ); • архитектурно-строительное проектирование, контроль строительства, капитального ремонта, реконструкции недвижимости (АСП). Учебные модули профессиональных компетенций. Каждый магистр градостроительства должен освоить цикл Общенаучных дисциплин, и Профессиональный цикл. Каждый цикл состоит из базовой и вариативной части, поделенной на модули. Учебный модуль– совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения. 1. Базовая часть общенаучного цикла включает следующие модули дисциплин: • Теория и история градостроительства; • Общенаучные методы прикладных исследований; • Информационно-правовое обеспечение градостроительной деятельно-сти; • Профессиональные коммуникации (язык профессионального общения). 2. Базовая часть профессионального цикла охватывает минимальных набор профессиональных знаний, которыми должен владеть выпускник вуза. Предлагается систематизировать базовую часть профессионального цикла на основе матрицы, образованной типами объектов и видами градостроительной деятельности. Четыре вида профессиональной деятельности в отношении четырех типов объектов дает 16 учебных модулей, для которых были определены базовые профессиональные компетенции градостроителей. Полный текст статьи опубликован в Архитектура и строительство России . 2- 2009
Категория: Мои статьи | Добавил: ud-marhi (2009-02-06)
Просмотров: 1215 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: