Для сборника трудов МАРХИ- 2008
Урбанистика и регенерация города.
Крашенинников А.В.
Ливерпуль, 1-3 июня 2008
В 2008 году Ливерпуль был избран – Культурной столицей Европы и среди прочих мероприятий и празднований заметным событием стала ежегодная конференция IFHP – «Международной федерации по обеспечению жилищем и градостроительству». Тема конференции «Культурная регенерация: возвращение города».
Основная проблематика конференции – поиск путей градостроительной реконструкции и регенерации городов за счет развития новой городской инфраструктуры, обновления жилища, городского дизайна.
Особый интерес для российских градостроителей представляет формирование градостроительной политики и развитие административно-правовой системы градостроительства в Великобритании. Помимо официальных документов «Руководства по градостроительной политики»(Planning policy guidelines”), публикуются рекомендации и обобщение передового опыта, которые осуществляются независимыми некоммерческими организациями, такими, например, как Ассоциация Градостроителей - TCPA («Town and Country Planning Assosiation
Ассоциация Градостроителей систематизирует и распространяет материалы, способствующие совершенствованию системы территориального планирования Великобритании, чтобы сделать ее более восприимчивой к реальным потребностям населения обеспечивая при этом устойчивое развитие .
В качестве целей организации заявлено:
· - обеспечение каждой семьи хорошим жилищем, расположенном в благоприятном окружении сочетающим в себе лучшие черты проживания в городе и за городом ;
· - усиление возможностей как отдельных жителей, так и локальных территориальных общностей в деле регулирования землепользования и застройки на территории проживания. За счет самоорганизации и самоуправления населения, ожидается снижение социальной напряженности, решение демографических вопросов, защите интересов детей, пожилых и инвалидов.
· -оптимизация системы планирования в соответствии с принципами устойчивого развития, которое в свою очередь понимается как единство экологических, социальной и экономических решений.
Наглядным примером регенерации городской среды на основе развития городского центра , является строительство нового центра города Ливерпуль. За последние 50 лет Ливерпуль испытал значительный спад в экономике и социальной жизни, население сократилось вдвое, градообразующая база была потеряна, и вот теперь мы видим возрождение города.
Технология крупных градостроительных интервенций в сложившемся городе (на примере «Ливерпуль – 1» : « We're now seeing a real urban renaissance. A new Agenda - A new "urbanism".
Реализация проекта началась с инициативы крупной торговой формы построить магазин на улице Парадис. В 2004 проект вырос в программу «Ливерпуль Один», охватывающую более 26 зданий. Согласно официальным данным Ливерпуль -1 самый крупный проект регенерации городского торгового центра в Европе, предполагающий около (150,000 кв. m) новых торговых площадей и связывающий ядро существующего торгового центра с набережной.
Инициатива обновления улицы Парадайс принадлежала Ливерпульскому Муниципальному совету(LCC) , который учредил «организационный комитет». Долгосрочное стратегическое планирование было поддержано частным сектором в объеме 1000 миллионов фунтов стерлингов.
Предпроектная стадия.
В марте 2000 «Организационный комитет» («steering committee») провел несколько рабочих встреч представителей генерального застройщика (девелопера) и городского совета для уточнения стратегии и определения принципов партнерства. Одновременно с этим была разработана градостроительная концепция и оформлена заявка на получение «Планировочного разрешение», в заявке точно определялись границы и назначение территории реконструкции в целом. На основе градостроительных проработок Городской Совет согласовал технические условия и проектные задания на составляющие участки. В организационном плане были выработаны принципиальные позиции по разделению ответственности между частной структурой (Grosvenor) и публичным органом управления (LCC)
Генеральному застройщику – компании Grosvenor поручили найти консенсус с двумя городскими агентствами, отвечающими за строительство дорог и общественный транспорт, для того, чтобы совместными усилиями обеспечить решение следующих задач:-
· - приоритет пешехода на всей территории развития;
· -устранение транзитного движения;
· - загрузка и обслуживание предприятий и заведений осуществляется с внешних проездов и в исключительных случаях- в разрешенные часы- с пешеходной зоны.
В качестве пункта градостроительной политики было принято решение «обеспечить удобный доступ для пассажиров автобуса и такси, без транзита через торговую зону». Для этого, в частности пришлось перенести центральную автобусную станцию на весьма затесненный участок проезжей улицы. Новый перрон представляет собой оригинальное произведение городского дизайна из стеклянных кабин и изогнутых крыльев крыши см рис 5).
Важно, что основные принципы градостроительной политики вырабатывались коллегиально на рабочих встречах представителей городского совета и генерального застройщика. Так были сформулированы следующие положения:
«Принцип открытой интеграции (“buildings-in-the-city”) центральной зоны с городом в целом»;
«Принцип индивидуализации кварталов с целью обеспечения разнообразия условий для посещения магазинов, досуга, проживания и создания интересной городской среды»
Было согласовывалось, что для работы над отдельным зданиями и комплексами будут приглашаться разные архитекторы, что обеспечит проработку деталей и богатство решений, поскольку проект должен вернуть Ливерпулю статус архитектурного совершенства и дух новаторства.
Основной контракт
19 декабря 2000, Совет и Grosvenor подписали объемное соглашение о Застройке. По этому соглашению Совет и Grosvenor берут на себя «совместные обязательства по реализации проекта развития территории в центре Ливерпуля, с учетом интересов основных участников и инвесторов, в том числе владельце крупных «якорных» магазинов».
Проектирование
Генеральный план, разработанный проектным бюро BDP, и утвержденный городским советом, отражает идею создания разнообразной городской среды и системы общественных пространств. Помимо общей планировки BDP были разработаны краткие задания на каждую площадку: принципиальная пространственная модель (массы и объемы), описание градостроительных требований, условия функционального использования различных сторон здания, связей с системой пешеходных пространств, некоторые соображения по отделке фасадов (задание на каждый участок не превышает размером печатного листа формата А-4 включая №Д модель и необходимые схемы). Для обеспечения высокого качества и разнообразия архитектурных решений были отобраны более 30 различных архитектурных групп. Общая идея состояла в восстановить срез 'традиционного' города, с открытыми улицами, многофункциональным использованием и бесшовной интеграцией пешеходной среды. Эта часть города должна восстановить органическую модель развития, позволяющую достраивать и перестраивать отдельные здания без необходимости актуализировать весь генеральный план территории.
Планировочное решение
Планировочное решение основано на пересечении трех торговых улиц. В узлах этой структуры расположены якорные магазины – большие многоэтажные универмаги известных торговых марок, которые и являются основными инвесторами. В дополнение к универмагам, схема предусматривает ряд больших магазинов, многие из которых решены в два или три уровня.
В соответствии планировочным заданием Городского Совета (LCC'S) и градостроительным обоснованием , была взята основу модель «развития на основе торговых улиц» , а не развития на основе крытых «пассажей». Важным элементов планировочного решения является пешеходное пространство, включающее новый парк, маленькие открытые рынки, бары, рестораны, кафе, а также гостиницу и жилой комплекс.
Основные заведения досуга расположены на верхних уровнях улиц выше торговых площадей. Вход в многозальный кинотеатр осуществляется с открытой террасы третьего уровня, связанной пешеходными мостиками с парком через улицу. (Участки 13A и 13B).
Парк оказывается притроднятым на 10-15 м за счет расположенной под ним автостоянки на 2000 машиномест. По периметру парка также располагаются кафе и рестораны (LA4)
Многие здания имеют жилые элементы в виде пентхаузов, двух-трех- однокомнатных квартир (количество комнат соответствует количеству спален +1). Почти окончено строительство 12-15 этажного жилого здания в виде паруса, обращенного к реке.
Офисы как правило расположены над торговыми площадями
Общая емкость подземных, наземных и мноуровневых парковок составляет около 3000 машиномест. (13-ьи Участки, 17 и 19/20).
Строительство началось в ноябре 2004. Был составлен очень напряженный график на 48-месячцев. Важно было открыть основные объекты к 2008 году, году, в котором Ливерпуль был объявлен Культурной Столицей Европы. Торговля на Первых двух этажах улицы Парадис началась на полгода раньше , в то время как третий уровень – вход в кинотетр и уровень парка открывается в сентябре 2008.
Успешная реализация такой объемной градостроительной программы раньше срока расценена многими как значительное достижение в организационной работе, и может послужить хорошим примером для изучения передового опыта современной урбанистики.
Литература и источники
www.liverpool.gov.uk/ifhp2008
www.liverpoolpsda.co.uk
. TCPA в своей работе пытается объединить интересы развития градообразующей базы с экологическими движениями, и решением вопросов социальной справедливости. http://www.tcpa.org.uk
Источник: http://Сборник научных трудов МАРХИ - 2008 |