Тезисы выступления на конференции "Архитектурное проектирование: Синергия интересов девелопера и города" 14-11-07 infor-media.groupПомимо традиционных для архитекторов вопросов планировки и организации городской среды, помимо вопросов инфраструктуры, планировки и застройки – градостроители обязаны учитывать общественные и частные интересы, работать в одной команде с Политиками, Экономистами, Экологами, Инвесторами и Заказчиками.
Хотя архитектор остается единственным членом команды застройщика, «обученным создавать порядок и конструировать картины будущего ». его роль в развитие городской застройки является зависимой от более могущественных политических и экономических обстоятельств – государства и бизнеса. Обе стороны склонны решать вопросы авторитарным путем, подтверждая тезис о дефиците «культурного заказчика». Главное, чего не достает в отечественном градостроительстве - это профессиональной культуры взаимодействия всех участников программ градостроительного развития: инвесторов, населения, строителей, городских властей, градостроителей и архитекторов и др. Обычно обходятся без «команды» авторитарные методы кажутся более простыми и действенными.
Ключевые вопросы любого планирования – это цели, ценности и ресурсы.
1 цели
Не трудно заметить противоречие интересов Инвестиционно-финансовых организаций (девелоперов) и интересов городского населения (города), которые должны защищаться властными структурами и городскими службами.
Это противоречие присутствует во всех странах с рыночной экономикой и демократичным управлением, однако методы его разрешения, например в Англии и США отличаются.
В Англии, как и в большинстве Европейских государств задачи стоящие перед градостроителями включают прогноз, выбор необходимой стратегии и организацию городского развития на конкретной территории. То есть согласно «Руководству по Планированию» инициатива находится в руках планировщиков, которые определяют цели и регламент нового строительства. В США инициатива находится в руках предпринимательских структур, которые согласуют свои действия с городскими программами и планами Ордерного зонирования.
В Москве сохранились традиции централизованного градостроительства (как в Европе) однако механизм реализации работает по Американскому образцу. В результате удвоилась процедура проектных и предпроектных согласований, а стратегические условия комплексного развития, заявленные в генеральном плане города, выполняются выборочно.
Выход из этой ситуации состоит в признании объективной природы конфликта интересов города и инвестора и построении взвешенной политики, учитывающей интересы обоих сторон, для того, чтобы «оперативно использовать уникальные шансы, которые дает нам история» – это слова главного архитектора г Барсилоны Орола Бохигаса (Oriol Bohigas of MBM Arquitectes), сказанные им при вручении г Бароселоны золотой медали РИБА ( 1999Г) .
Цель состоит в обеспечении динамичного, когерентного развития территорий города с использованием ресурсов города и частных инвесторов.
2 Ценности
Несмотря на многочисленные статьи и заявления о ценности исторически сложившейся городской среды на практике происходит ежедневная война между Различными структурами Охраны и Использования исторического наследия (ОПИК), Природы, Культуры и -Застройщиками, Инвесторами, Девелоперами получившими в свое распоряжение участки и здания в центре города.
Для историков и архитекторов ясно, что ценным является не отдельные части и детали зданий, а сама застройка, включая подлинные стены и материалы отделки, планировку и организацию открытых пространств. Однако, для того, чтобы выжить в рыночной конкуренции застройщик ставит проектировщику задачу максимально увеличить выход полезной площади вплоть по сплошной застройки выделенного участка. Но и это еще не все - кроме надземной части приходится еще устраивать 2-3 подземных яруса для обеспечения нормы машиномест для жилых и общественных зданий. Что же остается от исторической застройки, здания в которой обросли мансардами в 2-3 этажа, выросли в ширину и под землю. Как это соотносится с исторической ценностью городской среды ?
И в этом вопросе важен общественный консенсус. Например, в ряде стран принято компенсировать «утерянную выгоду» для тех инвесторов, которые сохраняют общественные ценности или стимулировать подлинную реставрацию частных владений. К таким механизмам относятся «перенос прав на строительство» в США и Канаде, гранты и льготы для добровольных участников программы реставрации в европейских городах.
Ценности к которым мы стремимся это содержательные и оживленные городские центры, транслирующие лучшие формы городской культуры и отвечающие современным условиям эстетики и комфорта.
3 Ресурсы
Ресурсов для решения общественных задач всегда не достает и в то же время общее количество средств на рынке инвестиций в недвижимость постоянно растет.
Фактически Город сегодня выступает партнером каждого застройщика, заключая с ним контракт и оговаривая долю в будущем строительстве. К сожалению, эта практика приводит к значительному удорожанию недвижимости в МОСКВЕ. Да, вырученные средства направляются на решение социальных вопросов, но и новое «внебюджетное» строительство, в условиях рыночной экономики дорожает такими же темпами. Высокая стоимость участка, неформальные обязательства застройщиков и формальные требования правил застройки приводят к постоянному увеличению плотности и подмене ценной исторически сложившейся среды городских центров «муляжами» и декорациями, не имеющие ценности ни для жителей ни для туристов.
А выход из этого тупика состоит в диверсификации режимов градостроительной деятельности в дополнение к принятому градостроительному зонированию. Например, предлагается выделять зоны трех типов:
· зону общего регламента (ЗОР).
· зону жесткого регулирования (ЗЖР),
· зону приоритетного развития (ЗПР) и
ЗОР охватывает большую часть города, основным ресурсом здесь являются частные инициативы по развитию недвижимости. Градорегулирование осуществляется на основе градостроительного кадастра и регламента, в соответствии с корректировкой (актуализацией) генерального плана города. Локальные планы разрабатываются только по мере необходимости, что позволяет экономит силы и средства. Утверждаются не проекты планировки, а Правила Землепользования и Застройки и Локальные градостроительные рекомендации.
ЗЖР распространяются на ограниченное количество важнейших, системообразующих участков - ключевых территорий. Для этих территорий потребуется установить «Жесткий» архитектурный контроль, а Город должен найти средства хотя бы на предпроектные проработки. Для этой территории обязательным является общественное обсуждение целей и ценностей программы развития, заказной конкурс на градостроительное решение, строительство в соответствии с Проектом планировки и застройки.
ЗПР назначается там, где трудно найти инвесторов, а проблемы требуют скорейшего решения. Для этих территорий придется организовать свою администрацию – «Корпорацию (партнерство)» которая и займется привлечением капитала (градостроительным маркетингом) и строительством на основе упрощенного регламента. Упрощенная процедура регламента: «можно все, что не запрещено» позволяет ускорить инвестиционный процесс. Для защиты от безликой «коммерческой» архитектуры потребуется проработать и согласовать –«Локальные градостроительные рекомендации».
· На примере Лондонских Доков – «Доклад» можно говорить об успехах и недостатках Приоритетных зон :
С одной страны удалось в кратчайшие время ревитализировать сотни гектар загрязненных территорий внутри города, с другой – недосток архитектурного контроля обернулся «упрощенными» решениями, которые значительно снизили уровень общественной оценки этого района города в глазах жителей.
Стратегическое распределение ресурсов обеспечивает решение ключевых задач городского развития.
Управление городским развитием
В нашей стране продолжается поиск наиболее эффективных форм и методов управления городским развитием в диапазоне от авторитарных (вертикаль власти) до либеральных (с опорой на независимых застройщиков).
Теоретически, чем больше «прав» у владельцев земли и недвижимости, тем более оправдано внедрение механизмов «предварительных консультаций», и «локальных градостроительных рекомендаций» (опыт США), а если у застройщика больше «обязанностей перед городом» (Европейская модель) то необходимо совершенствовать экспертные процедуры управления – с персональной ответственностью мэра или его советников («алдерманов», «комиссаров» и т.п.). Пока же при решении вопросов городского развития наблюдается обратная картина: в зоне охраняемой исторической застройки развитие идет заявочным путем за счет частных инвестиционных проектов, а для освоения новых территорий используются административные ресурсы и «внебюджетные» средства.
Улучшить эффективность градостроительных программ за счет синергетики общественных и частных интересов возможно на основе командной работы профессионалов и действующих лиц, представляющих все заинтересованные стороны:
Инвесторов и заказчиков, городские власти и население, архитекторов и градостроителей, строительные и эксплуатирующие организации
МАРХИ вносит посильный вклад в становление цивилизованных отношений в области градостроительного проектирования и строительства. Помимо ФПК градостроителей с 2006 года действует учебный центр Урбанистика программа которого ориентирована на обучения молодых профессионалов из различных областей строительства и управления недвижимостью с тем, чтобы сформировать группы единомышленников, готовых к поиску консенсуса общественных и частных интересов, синергетики традиций и инициатив при разработке программ городского развития.
“In 1999, the Gold Medal of the Royal Institute of British Architects was given not to a person but a whole city, Barcelona. A key player in the rejuvenation of the city, Oriol Bohigas of MBM Arquitectes, made a speech in response at the award ceremony. It is a manifesto for good city-making, reproduced here in slightly edited form” Architectural Review, The, Sept, 1999
Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename="" Content-Type: application/octet-stream
|